Режим работы: пн - пт 9:00 - 18:00 Выходные дни: суббота, воскресенье.
17 Августа 2018

На стороне света: вопросы проектирования освещения в торговом зале

Грамотное освещение магазина одежды или обуви – вопрос, которому при оформлении интерьера часто не уделяется достаточного внимания. И зря: свет – это действенный инструмент визуального мерчандайзинга, который помогает выгодно выделиться на фоне конкурентов, привлечь покупателей и увеличить продажи. Наша статья – о том, как заставить свет работать на вас.
Поделиться:

Почему освещение важно?

Статистика свидетельствует, что люди более охотно заходят в хорошо освещенные помещения. Выбирая из двух соседних магазинов в торговом центре, покупатель в первую очередь заглянет в тот, что освещен более ярко. Кроме того, посетители в среднем проводят больше времени в помещениях с комфортным уровнем освещения, а следовательно, совершают там больше покупок.

Преимущества правильно выстроенного освещения в торговом зале:

  • привлекает покупателей в магазин;
  • позволяет грамотно выстроить маршрут посетителя в торговом зале, упрощает навигацию;
  • привлекает внимание посетителя к нужным зонам (например, предметам новой коллекции);
  • покупателю не нужно напрягать глаза, что делает пребывание в магазине максимально комфортным;
  • возможность точно оценить цвет и качество представленной одежды или обуви увеличивает количество покупок.

Профессиональное освещение создает благоприятное впечатление о магазине, убеждает покупателя в высоком качестве представленного товара, подчеркивает солидность бренда. Хорошее освещение важно и для сотрудников – исследования показывают, что их эффективность в правильно освещенных залах значительно увеличивается. Наконец, грамотно выстроенная схема освещения способствует наиболее эффективному расходу энергии, а значит, с течением времени позволит сэкономить и на счетах за электричество.

Эффектные световые схемы акцентируют достоинства товара

Для магазинов обуви разрабатываются особые схемы освещения

Битва за свет

Уровень освещенности в торговых помещениях регулируется государственными нормами, в частности СниП, СанПиН и МГСН. По нормативам для магазинов одежды и обуви уровень освещенности должен составлять не менее 700 люкс – это минимальный комфортный уровень, при котором можно рассматривать мелкие детали и оценивать качество изготовления товара.

Однако если для отдельно стоящего магазина установленный нормами минимальный уровень освещенности еще может быть достаточным, для площадей в торговых центрах необходим гораздо более яркий свет. Торговые точки в крупных галереях привлекают покупателей уровнем освещения от 1000 Лк – если ваш магазин будет освещен менее ярко, он проиграет конкурентам. Специалисты рекомендуют даже более высокое значение – 1200 Лк на уровне глаз, а для крупных магазинов освещенность может достигать 1500 Лк. При этом освещение входной группы и манекенов должно быть значительно более интенсивным – не менее 2000 Лк. Напротив, в примерочных свет можно приглушить – но не ниже уровня в 800–900 Лк на расстоянии 1 м от источника освещения.

Общее правило гласит, что чем выше ценовой уровень магазина, тем более ярким и продуманным должно быть его освещение. Дизайнеры используют различные световые решения, чтобы подчеркнуть колористику и текстуру товара. Например, в масс-маркете торговый зал обычно имеет равномерное яркое освещение, в котором отдельными световыми пятнами выделяются лишь ключевые зоны (входная группа, витрины, манекены, прикассовая зона). При этом разница в уровне света редко превышает 500 Лк. А вот в бутиках чаще используется более драматичная и контрастная цветовая схема – затененный общий свет (порой всего 300–400 Лк) и очень яркое локальное освещение на торговое оборудование, где размещен товар.

Лидеры рынка розничных продаж одежды и обуви вкладывают огромные средства в создание оптимального освещения в торговых залах. Например, особенностью магазинов корпорации Inditex (Zara, Massimo Dutti, Stradivarius, Pull&Bear) является применение более «дорогого» рисунка освещения. В результате у покупателя появляется визуальное впечатление, что он находится в модном бутике. Это создает приятный контраст с невысокими ценами – и продажи растут.

В бутиках чаще используется драматичный и контрастный рисунок освещения

В магазинах высокого ценового уровня акцентное освещение направлено на товар

Свет и цвет

Помимо общего уровня света для выстраивания грамотной схемы освещения важны такие параметры, как цветовая температура и индекс цветопередачи. Попробуем объяснить эти термины простыми словами.

Параметр цветовой температуры говорит об оттенке света лампы. Цветовая температура менее 3500 К дает теплый свет, цветовая температура выше 4000 К – холодный. Для магазинов одежды рекомендуется мягкое теплое желтоватое освещение – оно создает расслабляющую атмосферу, более естественно воспринимается глазом, позволяет получить более визуально привлекательное отражение в зеркалах примерочных кабин.

Индекс цветопередачи показывает, насколько естественно выглядят предметы при свете данного источника, то есть насколько искажается цветовосприятие в данном освещении. При индексе цветопередачи равном 100 источник света позволяет наиболее точно воспринимать цвета. К этому уровню и стремятся проектировщики при создании схемы освещения. Коэффициент цветопередачи зависит от характеристик источника света – если он подобран неправильно, освещение магазина уходит в холодный синий или фиолетовый оттенок, что создает неприятный эффект и отпугивает посетителей.

Подобрать оптимальную цветовую температуру и индекс цветопередачи довольно сложно – для этого нужно не только иметь профильные знания, но и располагать соответствующей аппаратурой, например спектрометрами, которые стоят довольно дорого и имеются только у специализированных светотехнических компаний.

Виды светового оборудования, применяемого в магазинах одежды

Светильники для торговых помещений различаются между собой по характеристикам, типу ламп, конструкции. К сожалению, непрофессионалу трудно сориентироваться в этом разнообразии и выделить ключевые параметры световых приборов – например, многие люди, хорошо разбирающиеся в электрике, при выборе светильников ориентируются на потребляемую мощность, тогда как главным параметром в данном случае является световой поток.

Для освещения интерьеров магазинов используются разные типы приборов: галогенные, металлогалогенные, люминесцентные. Однако наиболее современным решением являются светодиодные светильники, которые чаще всего встречаются в проектах современных магазинов. Их преимущества – долговечность, энергоэффективность, гибкость в использовании. В отличие от галогенных и металлогалогенных ламп, светодиодные светильники не вызывают выцветания тканей, что очень важно для магазинов одежды. Кроме того, качественные светодиодные светильники имеют высокий индекс светопередачи (75–97), то есть дают приятный для глаз, естественный свет.

По типу конструкции световые приборы, использующиеся для освещения торговых помещений, делятся на:

  1. Downlight – светильники, монтируемые к потолку, свет которых направлен вниз. В качестве встроенного света такие приборы могут устанавливаться в потолки практически любого типа – армстронг, грильято, гипсокартон. Особую группу светильников downlight составляют поворотные модели, которые выдвигаются и позволяют регулировать угол освещенности до 45° – то есть располагаясь на потолке, прибор может освещать пристенное торговое оборудование.
  2. Трековые светильники – наиболее универсальная конструкция в сфере фэшн-ритейла. Конструкция предполагает монтаж шинопровода (алюминиевых профилей, соединенных коннекторами), по которому светильники могут перемещаться в различных направлениях. Это позволяет быстро изменять направление света, комбинировать различные углы освещения и модифицировать зонирование магазина, изменяя рисунок освещения.
  3. Карданные светильники – источники направленного света в виде квадратных модулей, каждый из которых включает от 1 до 4 источников света. По типу и особенностям использования карданные светильники напоминают downlight, однако благодаря многомодульности позволяют направлять световой поток в нескольких направлениях из одной точки.
  4. Линейные светильники – привычные большинству потребителей приборы освещения, которые могут иметь встраиваемую либо подвесную конструкцию. Обычно эти приборы используются в масс-маркете и магазинах категории «средний плюс», обеспечивая равномерное и яркое освещение на основной площади торгового зала. Особый вид линейных светильников представляют световые приборы на основе светодиодной ленты, которая монтируется к торговому оборудованию накладным способом и используется для подсветки полок и организации освещения в примерочных кабинах.

При выборе конструкции светильников большое значение имеют характеристики помещения. Например, если в торговом зале бетонные потолки, куда невозможно встроить светильники, наилучшим выбором будет трековая система.

Современные осветительные приборы позволяют регулировать направление света

Внимание покупателя акцентируется на подсвеченных зонах

Как построить освещение?

Человеку, далекому от светодизайна, самостоятельно выстроить правильную схему освещения для магазина практически невозможно. Характеристики светильников нужно подбирать с учетом:

  • расположения торгового оборудования;
  • расстояния между торговым оборудованием и источниками света;
  • угла отражения и шага между светильниками;
  • размеров и формы торговых залов;
  • высоты потолков.

Помимо этого, необходимо принимать во внимание характеристики товара. В частности, меховые изделия имеют высокое светопоглощение, поэтому для магазинов меха требуется более яркий свет. По-разному рассчитывается схема освещения для интерьеров темных или светлых цветов, для помещений, отделанных коврами и тканями, либо для минималистичных интерьеров с глянцевой плиткой и блестящими хромированными поверхностями.

Для организации освещения используется специализированное оборудование и компьютерные программы для 3D-моделирования, например Dialux и Relux. С помощью этих программных продуктов можно «расставить» по залу торговое оборудование, задать необходимый уровень освещенности, произвести привязку светильников на планограмме и точно спроектировать свет с учетом таких параметров, как угол освещенности, цветовая температура и индекс цветопередачи.

Мы рекомендуем вам не экспериментировать с самостоятельным созданием схемы освещения, а сразу обратиться к профессионалу. Хотя работы проектировщика освещения несколько увеличивают затраты на ремонт помещения, вложенные средства сполна окупятся благодаря увеличению продаж.

Напоследок хотим обратить ваше внимание, что все работы по проектированию и установке света должны проходить только после создания дизайн-проекта размещения торгового оборудования. Проконсультироваться по любым вопросам, связанным с выбором и заказом торговых систем для магазинов одежды и обуви, вы можете у специалистов компании Projectto.

Материалы для статьи предоставлены http://www.neolight.ru/.

Поделиться: